Общаясь и консультируя людей, работающих по найму, я периодически сталкиваюсь с оригинальным вопросом с их стороны. Люди спрашивают меня о том, что им нужно делать для того, чтобы стать незаменимым сотрудником. На мой встречный вопрос о том, для чего им это нужно, мне были даны такие ответы — для того, чтобы их не рассматривали в качестве кандидатов на увольнение, чтобы платили больше денег, чтобы поднять свой авторитет среди коллег. И в этих ответах я вижу целую серию заблуждений, но хочу поговорить с Вами о главном.
Главное заблуждение таких людей — это несоответствие между тем, чего они хотят достичь и тем, каким путём они хотят этого достичь. Никогда не стремитесь стать незаменимым работником и вот почему:
— зная свою незаменимость, Вы потеряете мотивацию для своего дальнейшего развития; не развиваясь же, Вы потеряете свою квалификацию и ценность для работодателя и не будете незаменимым;
— работодатель не заинтересован в наличии незаменимого работника, поскольку: а) любой работник рано или поздно покинет компанию и его нужно будет заменить; б) работа должна выполняться и в моменты отсутствия отдельных работников по болезни, из-за командировки или отпуска;
— Вы сами в какой-то момент, развиваясь, захотите сменить компанию; тогда для чего нужно Вам становиться незаменимым?
Из приведённых доводов понятно, что сама идея стать незаменимым сотрудником иллюзорна и бессмысленна. И уж точно «незаменимость» не повысит Вашу зарплаты и не изменит отношение к Вам коллег (во всяком случае в лучшую сторону).
Тогда к чему же на самом деле нужно стремиться? К тому, чтобы стать ценным сотрудником! Но это — тема следующей статьи. Кому невтерпёж ждать, а также тем, кто хочет узнать больше, я рекомендую познакомиться с моими программами индивидуальной работы: профессиональный рост и карьерный рост. Руководителям, которые хотят избежать появления «незаменимых» сотрудников в их коллективе, я рекомендую обратить внимание на консультационную программу «Управление персоналом».